главная
визитка
участие в КПМО
учительская
детское творчество
дополнительное образование

Тема урока: «Метаболизм: единство противоположностей»

Тип урока: семинарское занятие.

Цели урока:

I.                    Образовательно–развивающие:

1.1.  Применение опорных понятий: обмен веществ, обмен белков, жиров, углеводов, пищеварение, всасывание.

1.2.  Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями, определять, делить понятия, формулировать суждения, строить устный ответ, анализировать ответ.

1.3.   Развитие специальных умений: находить связь между строением пищеварительного канала и его функцией, сравнивать виды обмена веществ: энергетический и пластический.

II.                 Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико – материалистического мировоззрения на основе формирования категорий: причина – следствие, единство – многообразие.

Оборудование: компьютерный проектор, презентация по темам выступления, раздаточный материал: карточка №2 (вопрос - суждение), карты успеха, критерии оценок.

Заявка на оценку:

«5» - 13 баллов и выше,

«4» - 10 – 12 баллов,

«3» - 7- 9 баллов.

Критерии оценки:

  • вопрос – понятие 1 балл
  • вопрос – суждение -1-2 балла
  • ответ на вопрос – сужение – 1-2 балла
  • ответ на вопрос- понятие – 1-2 балла
  • умозаключение – 3 балла
  • дополнение – 1-2 балла
  • возражение – 1-3 балла
  • версия – 1-3 балла
  • выступление от группы – 1-6 баллов
  • анализ ответов -1-3 балла

поощрительные баллы:

основание деления – 1-3 балла

нестандартные мысли – 1-3 балла

дисциплина -1 балл

скорость работы -1 балл

осанка -1 балла
баллы снимаются:

нарушение дисциплины1-3 балла

 некорректное поведение 1-3 балла

 

Конспект урока:

Подготовительный этап:

  1. Заранее – перечень вопросов, подлежавших обсуждению:

1) Почему обмен веществ является основным свойством живого организма?

2) Каким образом в организме человека осуществляется метаболизм белков?

3) Почему углеводный обмен является основой мышечной работы человека?

4) Чем объяснить, что метаболизм жиров отличен от обмена белков и углеводов?

2. Список рекомендуемой литературы.

3. Анкета обратной связи: 5 вопросов – суждений к каждому пункту, обсуждаемому на семинаре.

4. Выбор арбитра, осуществляемого учет и контроль работы всех участников семинара, выбор согласительной комиссии, члены которой разрешают возникающие  между участниками семинара споры.

Этапы урока,

время .

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность учащихся

I.

1.1.

Оргмомент.

Проверка готовности к уроку: наличие анкет обратной связи

 

Демонстрируют арбитру анкеты обратной связи, выставляют заявку на оценку:

«5»- 20 вопросов –суждений,

«4» - 16 -19 вопросов – суждений,

«3» - 10 – 15 вопросов - суждений

II.

2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

 

 

 

 

 

 

 

2.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.

Доклад по первому вопросу семинара

«Почему обмен веществ является основным свойством живого организма?» (слайды 1-7 презентации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение по обсуждаемому вопросу.

 

 

 

 

 

 

Анализ выступления

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление согласительной комиссии.

6 – за выступление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-3

 

 

 

 

 

 

1-3

Учащиеся по выбору учителя выступают по 1 теме семинара, время выступления 5-7 минут.

Композиция доклада: тезис, вступление, основная часть, вывод.

После выступления докладчику задается  от 3 до 5 вопросов- суждений из анкет обратной связи учащихся. На обдумывание ответа – 10 сек.

 

Анализ ответов на вопросы: учащиеся повторяют вопрос, пронимает ответ или отвечает, если ответа не было или был частичный. (если ответ полный, выступающий получает 2 балла, если неполный, то 1 балл – задающему вопрос, один – отвечающему; нет ответа –  2 балла получает задавший вопрос)

-

Дополняют по желанию.

Анализируют:

1.Логичность выступления: последовательность, доказательность; - 4 балла,

 2. Поведение при выступлении: выразительная мимика, осанка, дикция, использование ИКТ, связь с аудиторией. – 2 балла.

 

Выступившие уточняют количество баллов за ответ.

III

 

3.1

 

 

 

 

 

3.2

 

3.3.

 

3.4

Доклад по второму вопросу семинара:

«Каким образом в организме человека осуществляется метаболизм белков?» ?» (слайды 8 -15 презентации)

 

 

Дополнение по обсуждаемому вопросу.

Анализ выступления

 

Выступление согласительной комиссии.

6 – за выступление

1-3

 

1-3

По алгоритму к первому вопросу

IV

4.1

 

 

 

 

 

4.2

 

4.3.

 

4.4

Доклад по третьему вопросу семинара: «Почему углеводный обмен является основой мышечной работы человека?» ?» (слайды 16 -21презентации)

 

 

Дополнение по обсуждаемому вопросу.

Анализ выступления

Выступление согласительной комиссии.

6 – за выступление

1-3

 

1-3

По алгоритму к первому вопросу

V.

5.1

 

 

 

 

 

5.2

 

5.3.

 

5.4

Доклад по четвертому вопросу семинара: «Чем объяснить, что метаболизм жиров отличен от обмена белков и углеводов?»  (слайды 22- 29 презентации)

 

 

Дополнение по обсуждаемому вопросу.

Анализ выступления

 

Выступление согласительной комиссии.

6 – за выступление

1-3

 

1-3

По алгоритму к первому вопросу

VI.

Анализ семинарского занятия.

Ответьте на ключевые вопросы сегодняшнего семинара:

1) Почему метаболизм можно характеризовать как единство противоположностей?

2) Каким образом два разных процесса происходят в содержимом клетки, не мешая друг другу?

 

 

Самооценка .

Изложение выводов по теме.

Возможные ответы учащихся:

  1. Метаболизм это совокупность реакций синтеза и распада, при этом при  реакциях распада выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза, во время реакций синтеза  - образуются вещества богатые энергией, которые используются для реакций распада. Без ферментов, синтезированных при реакциях синтеза, не смогут протекать все реакции в клетке.
  2. Синтез и распад  протекают в различных органоидах клетки, реакции распада отграничены мембранами  митохондрий.

VII

Домашнее задание: изобразить отношения между изученными понятиями в виде кругов Эйлера.

 

 

Каточка обратной связи по теме: «Обмен веществ».

 

выступление

Вопросы- суждения

Возражения

Дополнение

Анализ ответа

Анкета обратной связи

1.ф. и. учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Hosted by uCoz