главная
визитка
участие в КПМО
учительская
детское творчество
дополнительное образование

 

 

 

 

Урок русского языка в 4 классе

                                                               Учитель: Дьяченко  Ольга Григорьевна

Тема: «Склонение  и правописание имён прилагательных множественного числа»

Цели:

1.     Образовательно-развивающие.

1.1 Применение опорных понятий: предложение, словосочетание, имя прилагательное, склонение имен прилагательных, грамматические признаки, твердая и мягкая основа слова.

1.2Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, сравнивать, формулировать суждения, умозаключения).

1.3 Развитие специальных умений: выделять грамматические признаки прилагательных.

2.     Воспитательные: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство-многообразие, общее - единичное. Доброжелательное отношение друг к другу.

Дидактическое оснащение урока:

Карточки №1, №2

Листы с заданиями,  компьютер.

№ п/п

Деятельность учителя

Время/ баллы

Деятельность ученика

1.Орг. момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Чистописание

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Введение в тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Работа с книгой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Работа с доской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Индивидуальный труд.

 

 

 

8.

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Подведение

итогов урока

 На столах лежат карточки с заданиями, карточки №1 и №2, критерии оценок.

Заявка на оценку

«5»- 16 б и более

«4»-12-15б

«3»-8-11б

Баллы будете проставлять на контрольный лист, арбитр на нашем уроке Галина Павловна Ерзунова.

 

 

Диктую словосочетания

Красивая снежинка, у снежной горки, трескучий мороз, толстый лёд, красное зарево, по гладкому льду.

 

 

 

Тест.

1.Как изменяется имя прилаг.

-по родам и падежам;

-по падежам;

-по родам, числам и падежам.

2.Как определить падеж прилаг.

-по окончанию прил.;

- по вопросу от сущ. к прил.;

- по падежу сущ., с которым связано прил.

-Кто уточнит?

3.В каком предложении словосочет. «сущ.+прил.» стоит  в В.п.

-Морской ветер гнал вперед лёгкий парусник.

- По поверхности моря мчался лёгкий парусник.

-Почему?Докажите?

4.Найдите предложение в котором есть словосочетание в Р.п

-Мы любим гулять в берёзовой роще.

- Селение раскинулось возле берёзовой рощи.

5.Найдите в каждой группе прилагательные мн.ч.

-Как определить число?

 

 

 

Прочитайте предложение, объясните правописание пропущенных букв.

Деревенский ст…рожил сад фруктовый ст…рожил.

(старожил - старый житель,

Сторожил – сторож)

Выпишите словосочетание «сущ+прил». Определите грамматическую основу.

 

 

Сегодня на уроке продолжим работу над склонением и правописанием окончаний прилагательных мн.ч.

 

Работа по учебнику с.17, упр.23

Обоснуйте ответ.

- Кто сможет вопрос-суждение?

(Как доказать что это имена прил.?

Вследствие чего мы не можем определить род прил.?)

 

 

 

 

Таблица.

Рассмотрим вопросы и окончания имен прилагательных мн.ч.

И.п (какие?) -ие,- ые

Р.п.(каких?) –их, ых

Д.п. (каким?) –им, -им

В.п.(каких?) – ых, их (-ие,ые)

Т.п. (какими?) –ими,- ыми

П.п. (о каких?) –их,ых

 

 

Почему в одних окончаниях пишем гласную -И, а в других  -              Ы?

 

Упр. №25 с.18-19

Рассмотрите таблицы.

-Какой можно сделать вывод?

 

 

Упр. №26. Письменно

 

 

 

 

Потрудились - отдохнём,

Встанем глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный труд.

Карточки.

Вставьте вместо точек названия животных. Запишите их во мн.ч., выделить окончания.

 

Сложная кооперация. Проверка от группы выступающий, объясняет 2 предложения. Придумайте ситуацию, в которой могут быть использованы эти фразеологизмы.

Карточка прилагательное ед.ч. и мн.числа, поставьте плюсы.

 

 

 

 

 

Сосчитайте свои баллы.

(Время . Составьте вопросы- понятия, вопросы суждения.)

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

5-6 мин

5 баллов

 

За дополнение 1-2 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За дополнение

1балл

 

5 мин

2балла

 

1балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5мин

 

 

За дополнение 1балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

1 балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6мин

5 баллов

 

 

 

 

 

5 мин

За выступление 2 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают окончания прилагательных

 

 

 

 

 

 

Подчеркивают правильные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте полученное предложение.

 

 

 

Деревенский сторожил, сад фруктовый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают задание

 

Устно выполняют задание, задают вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь оставаться с носом проверяй окончания вопросом.

 

 

 

Если основа мягкая, И

Если твердая , то Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по карточкам

Запись фразеологизмов, ученик у П.К.

 

 

 

Подсчёт баллов.

 

Критерии оценок

Вопрос-понятие    - 1б

Вопрос-суждение -2б

Ответ на вопрос – 1-2 б

Дополнение – 1-2б

Возражение – 1-3б

Умозаключение -1-3б

Формулирование противоречия – 2б

Сравнение – 3б

Выступление от группы -1-6б

Работа в качестве арбитра – до 5б

 

Поощрительные  баллы:

- за осанку (контролирую себя весь урок) – 1б

- за оригинальные версии (введение нового понятия) – 1б

- самый оригинальный вопрос – 1 б

 

 Штрафные баллы:

- не корректное поведение – минус 1б

- завышение оценки (занижение) – минус 1б

 

 

 

 

 

Карточка №1

(вопрос-понятие)

1.Что называется…?

2.Что считается…?

3. Что понимается под…?

4. Что представляет собой…?

5. Что выражает…?

6. Что является…?

7. Что такое…?

8. Каковы свойства и виды…?

9. В чём заключается сущность…?

 

 

 Карточка №2

(вопрос-суждение)

1.Чем объяснить…?

2.Как доказать…?

3. В каком случае…?

4. Когда…?

5. Каким образом…?

6. Вследствие чего…?

7. Почему…?

 

 

 

Тест (подчерки правильные ответы)

 

 

план

факт

1.

 Как изменяется имя прилагательное?

- по родам и падежам

- по падежам

- по родам, числам и падежам

 

 

 

 

2.

Как определить падеж  прилагательных?

- по окончанию прилагательных

- по вопросу от существительного к прилагательному

- по падежу существительного, с которым связано прилагательное

 

 

 

 

3.

В каком предложении словосочетание «сущ+прил» стоит  в В.п.?

- Морской ветер гнал вперёд лёгкий парусник.

- По поверхности моря мчался лёгкий парусник.

 

 

 

 

4.

Найдите предложение в котором есть словосочетание «прил+сущ» в Р.п.

- Мы любим гулять в берёзовой роще.

- Селение раскинулось возле берёзовой рощи.

 

 

 

 

5.

Найдите в каждой группе прилагательные множественного числа.

родная                   широкие                   весенний

родное                   широкое                   весенние

родные                  широкий                    весенняя

 

 

 

                                                                                      Итого:

 5б

 

 

Вместо точек вставьте названия животных.  Запишите эти фразеологизмы  во множественном числе.

Голодный как …                                      

Хитрый как…

Трусливый как …

Здоровый как …

Немой как…

Упрямый как …

 

Прилагательные

Множественного числа

Единственного числа

Изменяются по

родам

 

 

числам

 

 

Безударные окончания проверяем по вопросу

 

 

Падеж определяем по падежу существительного

 

 

 

Контрольный лист к уроку

«Склонение имён прилагательных множественного числа»

Фамилия, имя________________________класс______дата_______

 

Единичные понятия,

ответы на вопросы

Вопрос-суждение,

ответы на них

1 балл

Выступление от группы

Дополнения, возражения

Общее кол-во

баллов

оценка

по 1 баллу

по 2 балла за каждое

1-6 баллов

1-3 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный лист к уроку

«Склонение имен прилагательных множественного числа»

Класс __________ дата ______________

Фамилия,

имя

Единичные понятия,

ответы  на них

Вопрос-суждение,

за ответ-

1 б

Выступление от группы

Дополнения, возражения

Общее кол-во баллов

Оценка

 

по 1баллу

по 2 б. за каждое

от1-6 баллов

по1-3б. за каждое

 

 

Астапенко Галя

 

 

 

 

 

 

Гейзатулина Лиза

 

 

 

 

 

 

Демина Света

 

 

 

 

 

 

Кайнова  Ксения

 

 

 

 

 

 

Кистина Дина

 

 

 

 

 

 

Ледовских Дима

 

 

 

 

 

 

Маар Лиза

 

 

 

 

 

 

Новикова Маша

 

 

 

 

 

 

Подоличенко Анна

 

 

 

 

 

 

Порошина

Света

 

 

 

 

 

 

Пономарева Таня

 

 

 

 

 

 

Сасина Алена

 

 

 

 

 

 

Слижова Кристина

 

 

 

 

 

 

Супрун Миша

 

 

 

 

 

 

Федорченко Ира

 

 

 

 

 

 

Чурилов Артём

 

 

 

 

 

 

 

Поощрительные баллы:                              Штрафные баллы:

- за осанку – 1балл                                       -  не корректное поведение -1балл

- оригинальный вопрос – 1 балл                 - завышение (занижение) оценки- 1б 
Hosted by uCoz