Бойко Светлана Михайловна, учитель географии Танзыбейской СОШ

 

 

главная
визитка
участие в КПМО
учительская
детское творчество
дополнительное образование

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока «Озера»

Цели:

Образовательно-развивающие

-Выведение новых  понятий «Озеро», «Озерная котловина», представление о типах озерных котловин, местоположение крупнейших озер мира;

-выделение  сточных и бессточных, пресных и соленых  озер на картах;

-развитие умений учащихся выполнять логические операции: определение, деление (анализ), сравнение, обобщение понятий, формулирование суждений, умозаключений (синтез)

-формирование  навыков работы в коллективе и развитие творческой активности; развитие интереса к предмету.

Воспитательные:

формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий- единство-многообразие, общее-особенное-единичное.

-воспитание любви к родной природе, желания заниматься природоохранной деятельностью.

Оборудование: Физические карты России и полушарий, атласы, презентация к уроку, карточки.

 

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Баллы

1мин

Приветствие.                                        Заявка на оценку:                                 «5»- 18баллов,                                       «4» -13-17баллов,                                «3» -9-12баллов.

Критерии отметок.

 

 

1этап

10мин.

 

 

5мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин.

Актуализация знаний                Задание1. Географический диктант.       

 Правильный ответ-1,                             не правильный-0   

1.Исток-это место, где река берет начало.                                                 2. Истоком реки Амазонка является Атлантический океан.                          3.Устьем  реки Волга является Каспийское море.                                                4.Ангара является правым притоком Енисея.                                         5.Уральские горы являются водоразделом рек Обь и Енисей.                                     6.По режиму все реки делятся на реки с весенним и летним половодьем и паводочным режимом.                           7.Река Амур относится к бассейну Северного Ледовитого океана.          8.Река Кебеж- равнинная река.            9.Истоком реки Оя является Ойское озеро.                                                          10.Русло- углубление в речной долине, по которой протекает река.

 

 

Ответы учащихся в тетради:

1011010011.

 

Отметки за географический диктант:                 правильных ответов:           10- 5б., 7-9 -4б.,  5-6- 3б.

 

 

 

3-5б

Задание2. Игра «Шкатулка понятий»                                            В шкатулке карточки с понятиями. Учащийся берет карточку из шкатулки и раскрывает содержание понятия.                                     Варианты заданий: узнай понятие по его признакам и наоборот.

1.Воды Мирового океана, воды суши, подземные воды, ледники, водяной пар в воздухе.                                                      2.Волга, Ока, Кама.                            3.Весеннее половодье, летнее половодье, паводок.                                                         4. Устье реки.                                          

 

5.Бассейн реки                                       

 

 

Ответы учеников:

 

                             1.Гидросфера

                                           2.Речная система Волги

3.Режим реки

4.Место, где река впадает в другую реку, озеро, море.

5.Площадь, с которой река  со своими притоками собирает свои воды

 

 

 

 

           1б инд.

    2б.инд.            1б инд.

             1б инд

 

1б инд.

Задание 3. Вопросы- понятия

               Вопросы-суждения

Учащиеся задают вопросы , другие отвечают

1б инд.

2б инд.

2этап 30мин.

 

 

 

 

 

 

 

7мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10мин.

 

 

 

 

 

 

 

3мин

 

 

 

2мин

 

 

 

 

8мин

Изучение нового материала.

Слайд 1.                                                 Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается….
Как это зеркало называется?

 

 

 

 

 

 

 

Озеро

 

 

 

 

 

 

 

1б инд.

Тема нашего урока «Озера». 

Записывают в тетрадь тему.

 

1.Фронтальная беседа.               1. Исходя из темы урока,  задайте мне  вопрос-понятие.

Что называется озером?                                     

1б инд.

Прежде чем ответить на вопрос, давайте вспомним структуру содержания понятия.                                                  

В  содержании понятия обязательно указываются родовой и видовые признаки

1б.инд

Слайд 2 Понятие = родовой признак + видовые признаки 

 

 

Недавно мы с вами изучали тему «Реки». Что такое река?                        

Река- это поток воды, текущий в выработанном им углублении.

1б инд

Назовите в понятии река родовой и видовой признаки.

Родовой признак понятия «река» -поток воды, видовой -текущий  в выработанном им углублении

 

Слайд 3  Река- это поток воды, текущий в выработанном им углублении.

 

 

Как бы вы ответили на  вопрос-понятие «Что называется озером»?

Ответы учащихся

1б инд.

Какие определения «озера» вы нашли в других источниках информации?

-Работа с различными источниками информации:     выступление ребят:                   1.Озеро- природный водоем в углублении поверхности суши с выработанным под воздействием ветрового волнения и течений профилем береговой зоны и замедленным водообменном. (А.И.Соловев,Г.В.Карпов. Словарь справочник по физической географии)

 

 

Найдите  общий признак в этих определениях.

Природный водоем

1б инд.

А теперь прочитайте определение «озеро» в учебнике стр.108

Озеро-это скопление воды в природном углублении на суше.                                          

1б инд

Выделите в определении «Озеро» родовой и видовой признак.             

.Родовой.- скопление воды.  Видовой .-в природном углублении на суше.

1б инд.

Слайд 4    Озеро-это скопление воды в природном углублении на суше.                                                                                            

 

 

Какими признаками вы бы охарактеризовали озера? (схема: озеро а вокруг озера прикрепляются слова-ответы учащихся)

Маленькие и большие; глубокие и мелкие, пресные и соленые, теплые и холодные, сточные и бессточные, пересыхающие и непересыхающие

1б инд.

Слайд 5. «Самые, самые…» (самое большое озеро- Каспийское, самое глубокое озеро –Байкал, самое соленое озеро- Мертвое море, самое высокогорное озеро-Титикака

Учащиеся знакомится, запоминают, находят эти озера на карте.

 

2. Индивидуальная работа с учебником, работа с таблицей: Задания учащимся:                                 Работа с учебником: стр.108 1.Определить, что такое «озерная котловина». Запишите определение в тетрадь и найдите родовой и видовой признак.                                 2.Прочитать п.2 и заполнить таблицу «Образование озерных котловин».       3.Найти озера на карте.                               

 

 

О.котловина- углубление, в котором находится озеро.  родовой .-углубление.                    видовой .-в котором находится озеро. Заполнение таблицы.

Работа с картами.

 

 

1б инд

3.Групповая работа

 

Работа в группе: обсуждение данного вопроса, сравнение заполненных таблиц, подготовка к выступлению.

 

 

Слайд 6-11  «Типы озерных котловин»

 

Выступление учащегося от группы «Типы озерных котловин». Добавление, возражение учащихся

3б груп

Слайд 12Таблица (для самопроверки)

самопроверка

1-6б

Фронтальная беседа                                   На основании какого критерия все озерные котловины делят на тектонические, ледниковые, вулканические, старица.

По образованию (по происхождению)

 

1б инд

На доске составление схемы:

                 Озерные котловины

                 По происхождению                                                                                                    

                                               старицы

Тектон. Ледник. Вулкан. Запрудные

 

 

По режиму озера делятся на сточные и бессточные                                               Слайд 13   Работа по слайду                                              -Какое озеро является сточным?

-Какое озеро считается бессточным?

 

 

 

Озеро,  из которого река вытекает.                             Озеро из которого не вытекает ни одна река.                            

 

 

1б инд.

 

1б инд

-Найдите на карте сточное и бессточное озеро.

Байкал -сточное, Каспийское -бессточное

1б инд

Схема:           озера

             по режиму

Сточные              бессточные

 

 

Различаются озера и по солености.

Сравните два озера Байкал и Балхаш по карте.

 

У них разный цвет, Байкал -пресное озеро, Балхаш соленое

 

 

1б инд

Схема:           озера

             По степени солености

Соленые              пресные

 

 

 

Ребята, мы сегодня говорили с вами об озерах, как о природных образованиях, естественных, а знаете ли вы искусственные природные образования, созданные человеком

Водохранилище, пруд

1б инд.

 Вернёмся к теме нашего урока.

Каким образом все озера проявляют своё единство?

 Вследствие чего озера  обладают и многообразием?

                                                        О- скопление воды

Различаются по отдельным критериям.

              1б инд

1б инд

3мин

Закрепление.

1.Придумайте по два вопроса- понятия и суждения по теме.

 

 

2. игра «Третий лишний»

Я слова читаю вам,                                      вы прислушайтесь к словам ,             может лишние попали,                   догадайтесь, что узнали.

-Байкал, Ладожское, Онежское                

                                                   Каспийское,  Аральское, Байкал

                                                                          Чад, Балхаш, Ладожское

 

 

 

 

 

Байкал-тектоническое., остальные-ледниковые

Байкал-сточное, остальные бессточные

Ладожское-пресное, Балхаш, Чад-соленые

 

 

 

 

1б инд

 

1б инд

 

1б инд

3.Обращение к схемам на доске.         Задание: на столе лежат таблички с названиями озер - Байкал, Балхаш, Чад, Каспийское, Ойское, Тагарское, Ладожское.. По одному человеку от группы - дополнить схемы конкретными названиями озер.

 

Варианты могут быть различными: например Байкал можно прикрепить  к сточным озерам или тектоническим ит.д..

1б инд

Слайд14-18 Сообщение об  озерах природного парка «Ергаки» с использование слайдов

Выступление  1 ученика

3б инд

1мин

Домашнее задание: стр.108 учебника,

-подготовить по 2 вопроса суждения по теме «Озера».                                       --работа с карточкой 6. «Докажите, что Каспийское море является озером»

 

 

1мин

Подведение итогов.

Заполнение листа учета знаний.

Определение самой активной группы. Выставление оценок

самооценка

 

 

 
Hosted by uCoz