Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Баллы |
1мин |
Приветствие. Заявка на
оценку: «5»-
18баллов, «4»
-13-17баллов, «3» -9-12баллов.
Критерии отметок. |
|
|
1этап
10мин.
5мин.
3мин.
2мин. |
Актуализация
знаний Задание1. Географический диктант.
Правильный ответ-1, не
правильный-0
1.Исток-это место, где река берет
начало. 2.
Истоком реки Амазонка является Атлантический
океан. 3.Устьем реки Волга является
Каспийское море.
4.Ангара является правым притоком
Енисея. 5.Уральские горы
являются водоразделом рек Обь и
Енисей. 6.По режиму все реки
делятся на реки с весенним и летним половодьем и паводочным
режимом. 7.Река Амур относится к
бассейну Северного Ледовитого океана. 8.Река Кебеж-
равнинная река. 9.Истоком реки Оя является Ойское
озеро.
10.Русло- углубление в речной долине, по которой протекает река. |
Ответы учащихся в тетради:
1011010011.
Отметки за географический диктант: правильных
ответов: 10- 5б., 7-9 -4б., 5-6- 3б. |
3-5б |
Задание2. Игра «Шкатулка понятий»
В шкатулке карточки с понятиями. Учащийся берет карточку из
шкатулки и раскрывает содержание
понятия. Варианты заданий:
узнай понятие по его признакам и наоборот.
1.Воды Мирового океана, воды суши, подземные воды, ледники,
водяной пар в воздухе.
2.Волга, Ока,
Кама. 3.Весеннее половодье, летнее
половодье,
паводок.
4. Устье реки.
5.Бассейн реки
|
Ответы учеников:
1.Гидросфера
2.Речная система
Волги
3.Режим реки
4.Место, где река впадает в другую реку, озеро, море.
5.Площадь, с которой река со своими притоками собирает свои
воды |
1б инд.
2б.инд. 1б инд.
1б инд
1б инд. |
Задание 3.
Вопросы- понятия
Вопросы-суждения |
Учащиеся задают вопросы , другие отвечают |
1б инд.
2б инд. |
2этап 30мин.
7мин
10мин.
3мин
2мин
8мин |
Изучение нового материала.
Слайд 1.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается….
Как это зеркало называется? |
Озеро |
1б инд. |
Тема нашего урока «Озера». |
Записывают в тетрадь тему. |
|
1.Фронтальная
беседа.
1. Исходя из темы урока, задайте мне вопрос-понятие. |
Что называется озером?
|
1б инд. |
Прежде чем ответить на вопрос, давайте вспомним структуру
содержания
понятия.
|
В содержании понятия обязательно указываются родовой и видовые
признаки |
1б.инд |
Слайд 2 Понятие =
родовой признак +
видовые признаки
|
|
|
Недавно мы с вами изучали тему «Реки». Что такое
река? |
Река- это поток воды, текущий в выработанном им углублении. |
1б инд |
Назовите в понятии река родовой и видовой признаки. |
Родовой признак понятия «река» -поток воды, видовой -текущий в
выработанном им углублении |
|
Слайд 3 Река-
это поток воды,
текущий в выработанном им углублении. |
|
|
Как бы вы ответили на вопрос-понятие «Что называется озером»?
|
Ответы учащихся |
1б инд. |
Какие определения «озера» вы нашли в других источниках
информации? |
-Работа с различными источниками информации: выступление
ребят:
1.Озеро- природный водоем в углублении
поверхности суши с выработанным под воздействием ветрового
волнения и течений профилем береговой зоны и замедленным
водообменном.
(А.И.Соловев,Г.В.Карпов. Словарь справочник по физической
географии)
|
|
Найдите общий признак в этих определениях. |
Природный водоем |
1б инд. |
А теперь прочитайте определение «озеро» в учебнике стр.108 |
Озеро-это скопление воды в природном углублении на
суше. |
1б инд |
Выделите в определении «Озеро» родовой и видовой
признак. |
.Родовой.- скопление воды.
Видовой .-в природном углублении на суше. |
1б инд. |
Слайд 4
Озеро-это скопление воды
в природном углублении на
суше.
|
|
|
Какими признаками вы бы охарактеризовали озера? (схема: озеро а
вокруг озера прикрепляются слова-ответы учащихся) |
Маленькие и большие; глубокие и мелкие, пресные и соленые,
теплые и холодные, сточные и бессточные, пересыхающие и
непересыхающие |
1б инд. |
Слайд 5.
«Самые, самые…» (самое большое озеро- Каспийское, самое глубокое
озеро –Байкал, самое соленое озеро- Мертвое море, самое
высокогорное озеро-Титикака |
Учащиеся знакомится, запоминают, находят эти озера на карте. |
|
2. Индивидуальная работа с учебником, работа с таблицей:
Задания учащимся:
Работа с учебником: стр.108 1.Определить, что такое «озерная
котловина». Запишите определение в тетрадь и найдите родовой и
видовой признак. 2.Прочитать п.2
и заполнить таблицу «Образование озерных котловин».
3.Найти озера на карте. |
О.котловина- углубление, в котором находится озеро. родовой
.-углубление. видовой .-в котором находится
озеро. Заполнение таблицы.
Работа с картами. |
1б инд |
3.Групповая работа
|
Работа в группе: обсуждение данного вопроса, сравнение
заполненных таблиц, подготовка к выступлению.
|
|
Слайд 6-11 «Типы озерных
котловин»
|
Выступление учащегося от группы «Типы озерных котловин».
Добавление, возражение учащихся |
3б груп |
Слайд 12Таблица
(для самопроверки) |
самопроверка |
1-6б |
Фронтальная беседа На
основании какого критерия все озерные котловины делят на
тектонические, ледниковые, вулканические, старица. |
По образованию (по происхождению)
|
1б инд |
На доске составление схемы:
Озерные котловины
По
происхождению
старицы
Тектон. Ледник. Вулкан. Запрудные |
|
|
По режиму озера делятся на сточные и
бессточные
Слайд 13 Работа по
слайду -Какое
озеро является сточным?
-Какое озеро считается бессточным?
|
Озеро, из которого река вытекает.
Озеро из которого не вытекает ни одна
река. |
1б инд.
1б инд |
-Найдите на карте сточное и бессточное озеро. |
Байкал -сточное, Каспийское -бессточное |
1б инд |
Схема:
озера
по режиму
Сточные бессточные |
|
|
Различаются озера и по солености.
Сравните два озера Байкал и Балхаш по карте. |
У них разный цвет, Байкал -пресное озеро, Балхаш соленое |
1б инд |
Схема:
озера
По степени солености
Соленые пресные
|
|
|
Ребята, мы сегодня говорили с вами об озерах, как о природных
образованиях, естественных, а знаете ли вы искусственные
природные образования, созданные человеком |
Водохранилище, пруд |
1б инд. |
Вернёмся к теме нашего урока.
Каким образом все озера проявляют
своё единство?
Вследствие чего озера обладают и многообразием? |
О-
скопление воды
Различаются по отдельным критериям. |
1б инд
1б инд |
3мин |
Закрепление.
1.Придумайте по два вопроса- понятия и суждения по теме. |
|
|
2. игра «Третий лишний»
Я слова читаю вам, вы
прислушайтесь к словам , может лишние
попали, догадайтесь, что узнали.
-Байкал, Ладожское, Онежское
Каспийское,
Аральское, Байкал
Чад, Балхаш, Ладожское
|
Байкал-тектоническое., остальные-ледниковые
Байкал-сточное, остальные бессточные
Ладожское-пресное, Балхаш, Чад-соленые |
1б инд
1б инд
1б инд |
3.Обращение к схемам на доске. Задание: на столе лежат
таблички с названиями озер - Байкал, Балхаш, Чад, Каспийское,
Ойское, Тагарское, Ладожское.. По одному человеку от группы -
дополнить схемы конкретными названиями озер.
|
Варианты могут быть различными: например Байкал можно
прикрепить к сточным озерам или тектоническим ит.д.. |
1б инд |
Слайд14-18
Сообщение об озерах природного парка «Ергаки» с использование
слайдов |
Выступление 1 ученика |
3б инд |
1мин |
Домашнее задание:
стр.108 учебника,
-подготовить по 2 вопроса суждения по теме
«Озера». --работа с
карточкой 6. «Докажите, что Каспийское море является озером» |
|
|
1мин |
Подведение итогов.
Заполнение листа учета знаний.
Определение самой активной
группы. Выставление оценок |
самооценка |
|